«Фотографии военных лет — фронтовых сороковых гроза». А ещё — правда. Без позёрства и прикрас, бой, гибель, подвиг, минуты затишья, радость освобождения и боль потерь. Кадры военных лет, жизнь, лица, сохранённые для нас фронтовыми фотокорреспондентами. 

Фотодокументалист

В марте этого года исполнилось 116 лет со дня рождения симферопольца Макса Альперта. Когда мальчику исполнилось пятнадцать лет, он уехал в Одессу, поступил учеником в фотоателье, так как с малых лет полюбил замечать неповторимое в окружавшем мире и мечтал «остановить мгновение», чтобы это удивительное могли потом оценить все. И читатели «Рабочей газеты», «Правды», журнала «СССР на стройке», Агентства печати «Новости» ценили работы Макса Владимировича. Его репортажи и фотоочерки о строительстве Ферганского канала, Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали, сталелитейного завода в Магнитогорске, фотопортреты Иосифа Сталина, Вячеслава Молотова, Михаила Фрунзе, Максима Горького, Николая Амосова и сотен других известных и простых людей — чёткие, характерные, пронзительные.

Впрочем, самые пронзительные, эмоциональные — фотоснимки времён Великой Отечественной.

Макс Альперт, на чьи юные годы пришлась гражданская война, в боях которой он стал красноармейцем, не мог остаться в стороне, когда фашистская угроза нависла над Родиной. Фотоснимки с фронта и тыла — рассказы о войне. Самый известный, на долгие годы ставший символом мужества командиров и политработников, первыми поднимавшихся в атаку, — «Комбат». Уже потом писали, что если бы Макс Альперт сделал только этот снимок, то и тогда его имя навсегда осталось бы в истории советской документальной фотографии. Фото появилось во фронтовых газетах, да и во многих зарубежных ещё в 1942-м. Правда, имя того, кто на снимке, осталось неизвестным, но редакторы нарушали негласное правило не публиковать «безымянные» фотографии. Очень уж символическим был кадр, в нём героизм и сила духа солдата, готового ради Родины шагнуть в вечность.

Фотография сделана близ села Хорошего под Ворошиловградом (Луганск) 12 июля 1942 года. Здесь сражался 220-й стрелковый полк 4-й стрелковой дивизии. «Немцы готовились к контратаке, — вспоминал Макс Владимирович. — Чуть впереди линии обороны был окопчик, который я облюбовал для съёмки. Разгорелся жестокий бой. Увидел, что невдалеке от меня поднялся в рост командир. Успел нажать спуск камеры. Затем осколком разбило объектив фотоаппарата. Думал, плёнка пропала. Когда возился с разбитым фотоаппаратом, по цепи пронеслось: «Комбата убили». Я был уверен, что это тот человек, которого снимал». Но кадр чудом сохранился, имени героя фотокорреспондент не узнал, поэтому и «Комбат».

kombat1

В 1943 году в армии ввели погоны, и снимок офицера со старыми знаками отличия пролежал в архиве фотокорреспондента более двух десятков лет. К двадцатилетию Победы на выставке «Великая Отечественная война в фотографиях» он получил первый приз. Вновь публикации в различных изданиях. И шквал писем от тех, кто не дождался с войны родных, каждый считал воина своим. Позже эксперты института судебной экспертизы установили, что на снимке — Алексей Ерёменко, погибший через несколько секунд после того, как было «остановлено мгновение». Правда, не комбат, а младший политрук полка, по ошибке считавшийся пропавшим без вести.

Дороги войны
Не менее пронзителен и снимок убитого мальчика с мёртвым голубем в руке. Этот кадр Макс Альперт сделал
28 ноября 1941-го в Ростове-на-Дону, когда фашистов удалось в первый раз выбить из города. Мальчик на снимке — 16-летний пионер Витя Черевичкин. Его в тот день казнили фашисты за то, что он не только не подчинился приказу и не уничтожил своих голубей, но и с их помощью сигнализировал нашим войскам.

img14

Сестра героя Анна вспоминала, как после взятия города группа офицеров пришла выразить соболезнования и поблагодарить за сына маму Фёклу Васильевну Черевичкину — отец Иван Алексеевич и старший брат героя Александр были на фронте, брат погиб через год. Фашисты схватили Виктора после того, как он подбросил у штаба нескольких голубей в тот момент, когда в небе пролетал советский самолёт. Найденным у него голубям оторвали головы, самого парня после долгих пыток и избиений расстреляли. Того голубя, которого он держал в руке, нашли у него за пазухой, видимо, прятал до самого расстрела, в последний миг хотел выпустить, но не успел. Это фото было одним из документов СССР, представленных на Нюрнбергском процессе.

Сколько таких эмоциональных снимков сделал Макс Альперт за годы войны! В 1943-м, после Курской битвы, освобождения от фашистов Курской, Белгородской и Орловской областей, первых победных салютов в Орле и Белгороде, он сделал серию фото о возвращении беженцев в родные места.

«В родное село» — снимок с таким названием сделан в Орловской области: женщины с детьми бредут по разбитой военной дороге домой, точно не зная, сохранилось ли хоть что-то от их дома. Но главное — они выжили и, может, повезёт, дождутся с фронта мужей и отцов.

«В родное село»

«В родное село»

Макс Альперт, вернувшийся в родной Крым в 1944-м, запечатлел, как советские бойцы срывают фашистскую свастику с арки над входом на завод имени Войкова. Этот керченский завод весной 1942-го стал местом ожесточённых боёв: после падения Крымского фронта здесь прикрывали эвакуацию остатков наших войск сводные отряды 44-й армии. Историки потом писали, что активная фаза обороны на заводе длилась с 18 мая по начало августа 1942 года, после этого остатки защитников спустились в подземные коммуникации завода и били врага уже оттуда, последние выстрелы по врагу с завода имени Войкова были в декабре 1942-го. Но фашистская свастика и немецкие буквы недолго господствовали на воротах завода, почему-то так и не переименованного врагом.

40_image

Победную точку в хронике Великой Отечественной Макс Альперт поставил 24 июня 1945-го снимком с Парада Победы, где наши солдаты бросают знамёна и штандарты поверженного фашизма к подножию Мавзолея.

putin_vvel_zapret_propagandi_simvoliki_organizacij-_sotrudnichavshih_s_fashistami

Ордена Красной Звезды, Отечественной войны, два ордена Трудового Красного Знамени, медали, почётное звание «заслуженный работник культуры РСФСР» — награды Макса Альперта. А фронтовой корреспондент Константин Симонов вспоминал: «Военные снимки Макса Альперта бесчисленны и хорошо известны. Но мне доставляет радость лишний раз засвидетельствовать, что многие из этих снимков делались в трудной и опасной обстановке, и для того, чтобы, не отступая, выполнять там, на фронте, свой долг, этот человек неизменно проявлял свойственное ему спокойное и молчаливое мужество». Он останавливал мгновения, сохраняя для нас память о Великой Отечественной.

Наталья ПУПКОВА