Владимир Горохов, кандидат философских наук, доцент

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Вскоре исполнится 72 года со времени завершения Великой Отечественной войны. И не просто завершения, а завершения успешного, победоносного, ожидаемого. Советский народ ценой невероятных усилий сумел выстоять против «немецкой машины». А затем – нанести ей сокрушительное поражение, и разрушить практически до основания. Как говорил один из героев замечательного советского фильма «В бой идут одни старики»…. «Я мечтаю о том времени, когда на стенах Рейхстага появится надпись: «Развалинами Рейхстага удовлетворен!» Можно с уверенностью сказать – мечта героя осуществилась. Тысячи советских воинов оставили свои победоносные автографы на остатках здания бывшего немецкого парламента. Об этом, конечно же, мечтал не только офицер из упомянутого фильма, но и многие миллионы советских людей, что называется «от мала до велика». Мечтали…, но одно дело мечтать, а совсем иное – достичь победы.

Фашистская Германия в июне 1941 года обрушилась на Советский Союз всей своей мощью – материально-технической, организационной, интеллектуальной, пропагандистской, идеологической, хозяйственно-бытовой, диверсионной и всякой иной, имевшейся в распоряжение нацистов. За плечами вермахта было два года военного опыта. Пусть и не столь сложного. Армии европейских стран не смогли оказать им достойного сопротивления. В каком-то смысле военная кампания 1939-1941 гг. оказалась для немцев прогулкой. Если не прогулкой, то хорошей подготовкой (учением, репетицией) к предстоящей большой войне с СССР. Европейская кампания придала уверенности немецким солдатам и офицерам в своих силах и сформировала миф о непобедимости германского оружия. Немецкие солдаты были настолько убеждены в своей молниеносной победе над Красной армией, что даже не соизволили сколь-нибудь серьезно подготовиться к русской зиме. Вначале, казалось, так и будет. Наша армия отступала, сдавая врагу город за городом, селение за селением. Сдавала с боями, порой ожесточенными, но от этого легче не стало. К осени 1941 фашисты оказались недалеко от столицы советского государства. Многие советские люди находились в состоянии большой растерянности, многие недоумевали и не понимали, что происходит, как такое возможно?

На тему причин поражения нашей армии в первые месяцы войны написано тысячи книг и статей. В большинстве из них дается справедливая оценка ситуации того времени. На наш взгляд основные причины очевидны и лежат на поверхности. Тут даже не требуется глубокий аналитический ум, чтобы их обнаружить.
Во-первых, это тысячелетнее «Авось, небось, и как-нибудь». Оно и ныне имеет место в нашей жизни.

Во-вторых, опять же тысячелетнее – «Медленно запрягаем…». И в том да-леком 1941, и ныне в 2017 сей ментальный фактор срабатывает.

В-третьих – «неожиданно нагрянули»; «Их не ждали, а они – приперлись», «Не ждали такой прыти» и прочее.

Проще говоря, в первую очередь, речь идет о традиционных русских ментальных причинах. Конечно, если отвлечься от традиционализма и посмотреть на непосредственные, сущностные причины, то значительную роль в наших не-удачах в начале войны сыграло не закончившееся перевооружение Красной армии, сталинские репрессии против высшего командного состава, неопытность и слабый профессионализм некоторых военачальников, недооценка противника, переоценка собственных возможностей, устаревшая тактика ведения войны. Западные области Украины и Белоруссии, на которые пришелся первый массированный удар, еще не стали надежным оплотом советской власти. Они, как известно, были присоединены к СССР накануне войны. Можно сказать, что вся совокупность мыслимых и немыслимых причин имела тогда место.

Казалось бы, СССР обречен. Автор настоящей статьи на 99 процентов уверен, что ни одна армия мира не устояла бы пред нацистским натиском, окажись она в то время, в подобной ситуации. А Красная армия, а точнее, советский народ сумел устоять, отстоять отечественные святыни, а затем, нанеся ряд сокруши-тельных поражений, медленно, но уверенно двинулся к логову врага. Уже в 1943 году немецкое «drag nach Ostend», стало не актуальным на фронтах войны. Оно было заменено на прекрасное русское выражение – «На Берлин!» В мае 1945 года Великая Отечественная война победоносно завершилась.

Каковы же источники этой великой победы? В чем ее секрет? До сих пор в научной и художественной литературе, на уровне обыденного сознания идут дискуссии по этому вопросу. Наши отечественные ученые, и писатели, и зарубежные авторы продолжают работать над этой проблемой. Конечно, даже не-опытному человеку, интересующемуся отечественной историей становится ясно – источников много. Можно сказать, сработала целая система факторов, благо-даря которым советский народ достиг успеха в войне. Общество ведь явление системное. В нем все значимо. Ни в одной войне не добьешься успеха, если экономика слабая, если она не способна производить необходимые вооружения и не обеспечивает армию необходимыми материальными компонентами. Сложно до-биться победы, если в стране слабое политическое руководство, если нет един-ства всех политических сил, если организационно-управленческая сфера слаба. Добиться успеха сложно, если социальные институты общества, социальные организации и социальные группы сообща не работают на победу. Интересам по-беды должны быть подчинена духовная сфера – мораль, идеология, воспитание, литература музыка, театр, спорт и многое другое. Иначе говоря, должен продуктивно срабатывать знаменитый лозунг того времени: «Все для фронта, все для победы!» В данном контексте слово «Все» имело глубочайший смысл. Оно означало, что нет исключений, нет избранных, нет ограничений. Как пелось в известной песне, ради победы «Мы за ценой не постоим…», даже ценой собственной жизни.

У автора этих строк, как у культуролога и социолога особый интерес вызывают духовно-нравственные источники победы в Великой Отечественной войне. Мы глубоко убеждены в том, что секреты многих успехов и поражений, как отдельных личностей, так и сообществ людей, коренятся, прежде всего, в сфере человеческого духа, нравственных человеческих идеалов, системе человеческих ценностей. Даже на уровне обыденной жизни, в случае некоторых неудач мы говорим: «Не получилось, смалодушничал, не хватило силы духа, недооценил».

Духовная сфера или духовная культура, на наш взгляд, является доминирующей в системе общественных отношений. В свое время французский социолог О. Конт с абсолютной убежденностью утверждал: «Идеи управляют миром». Причем на любом этапе развития общества. Многие русские мыслители также настаивали на том, что приоритет духовного над всеми остальными началами общественной жизни неоспорим. Так считали Н. А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, С. Н. Булгаков, Ф.Ф. Зелинский, П.Н. Милюков и многие другие мыслители. Известный русский историк и культуролог П.Н. Милюков писал: «Все явления человеческой цивилизации протекают в духовной среде…Учреждения, экономика, быт, суть такие же продукты социальной среды, как религия и искусство» [1, с.42].

Духовная культура – это сознание людей, мир их идей, ценностей, идеалов. Ее составляющими являются нравственность, религия, мифы, идеология, философия, наука, музыка, танцы живопись, архитектура, скульптура, театр, литера-тура, образование, воспитание, письменность, средства массовой информации. То есть, духовную культуру можно рассматривать как синтез, религиозной, нравственной, философской, художественной, научной, эстетической и других составляющих [2, с.169].

Не будем забывать, что советская власть, с первых лет своего существования уделяла колоссальное значение духовному преобразованию российского, а затем и советского общества. Была создана новая система всеобщего образования, в которой воспитательный аспект занимал главное место. Советских людей убеждали в том, что они строят новое общество, в котором они сами будут хозяевами и главными действующими лицами. Всех граждан воспитывали в духе патриотизма и интернационализма. Миллионы безграмотных людей научились читать и писать и были вовлечены в сферу активной общественной жизни. Для некоторых северных народов России была создана письменность. Сформировалась новая художественная литература, где героем стал простой советский чело-век, участник гражданской войны, подвижник индустриализации и коллективизации, деятельный человек и ответственный гражданин. Лучшие традиции отечественной литературной классики, насыщенные идеями гуманизма, реализма, рационализма, яркими и красивыми образами тоже оказались востребованными. Не будем забывать и о русских былинах, сказках проникнутых героикой, смелостью, храбростью, изобретательностью, преданностью отечеству, подвижничеством. Во время войны едва ли не все писатели побывали на фронте. Одни вое-вали с автоматом в руках, другие – воевали словом.

Появилась советская киноиндустрия, имевшая колоссальный успех. Ее главными героями были преимущественно простые люди – солдаты, матросы, свинарки, пастухи, рабочие, колхозники. Человек с ружьем был едва ли не самым популярным героем экрана. Все фильмы носили оптимистический характер. В кино добро побеждало зло, а само зло было наказано. Роли в фильмах исполняли талантливые актеры, умевшие петь, танцевать, выступать с зажигательными ум-ными речами, воевать, любить, бороться за справедливость, честь и достоинство. Солдатам и на фронте удавалось изредка видеть любимые фильмы. Фильмы да-вали колоссальный заряд энергии. Впрочем, сами солдаты, нередко становились героями фронтовых хроник.

Ничем не уступала киноиндустрии советская музыка. Талантливые советские композиторы и поэты написали множество песен, носивших высоконравственный, патриотический, оптимистический характер (…нам песня строить и жить помогает…). Солдаты, воевавшие на фронте, в свободное время пели, танцевали, играли на гармошке, на гитаре, сочиняли частушки и песни, заряжались музыкальной энергией. А такая песня как «Вставай страна огромная» композитора Александрова была посильнее любой танковой дивизии врага. Известные исполнители и певцы военной поры приезжали на фронт, выступали буквально в окопах, вдохновляли наших воинов, радовали их душевным исполнением.

Большую воспитательную роль начали играть средства массовой информации – радио, газеты, журналы. Со временем Советский Союз стал самой читающей страной мира. В СССР сформировалась мощнейшая идеологическая сфера, распространявшая идеи марксизма-ленинизма, пропагандировавшая решения съездов Коммунистической партии и советского правительства. Пропагандировалась новая светская мораль. Мощнейшей сферой духовной жизни стала советская наука, в том числе общественная. Были созданы научные институты, вузы, кафедры, которые внедряли в общественное сознание новое миро-воззрение, новые идеалы, разрабатывали новую модель человека. К концу 30-х годов сформировалась новая система ценностей, в которую верила значительная часть населения советской страны, особенно молодое поколение. Можно даже сказать, что сформировалась новая советская мифология, в которой наряду с реальными событиями, процессами и вещами соседствовали иллюзорные составляющие. Кому-то может показаться, что в советский период мифологии не было, и что вообще миф – это древнее явление. Если кто-нибудь так полагает, тот глубоко ошибается. Для убедительности приведем цитату большого знатока мифологии А.Ф. Лосева: «в основе каждой культуры лежат те или другие мифы, раз-работкой и проведением которых в жизнь и является каждая данная культура» [2, с. 772]. Если мифологии нет, то культура не совершенна, примитивна; ее сле-дует достраивать, перестраивать, создавать. Миф – это затаенная мечта каждой культуры. Более того, все тот же А.Ф. Лосев утверждал, что миф есть наиболее реальное и наиболее полное осознание действительности, а не фантастическое или пустое ее измышление. Следовательно, у каждой культуры имеется своя ми-фология. Ее (мифологию) представители этой культуры любят, лелеют. За нее проливали, проливают, и будут проливать живую и теплую кровь. Критика ми-фологии есть проповедь новой мифологии.

Таким образом, к началу Великой Отечественной страны ситуация в духовно-нравственной сфере выглядела вполне убедительной, надежной. Не идеальной, разумеется, но вполне приемлемой. Конечно, советская власть совершила большую ошибку, борясь с религией, считая ее опиумом народа. В силу чего были разрушены и закрыты многие храмы, церкви, монастыри. Многие священнослужители были репрессированы, арестованы и посажены в тюрьмы. Однако в начале войны советское руководство осознало ошибочность такой политики и пошло на примирение с церковью. Религиозные деятели всех конфессий активно включились в дело защиты отечества от фашистских агрессоров. Среди солдат было много верующих. Услышать слово пастыря, узнать, что защита Отечества богоугодное дело было значимым стимулом для победы над врагом.

Не будем забывать, что личность русского человека – это духовная личность, всегда готовая к особому порыву. В дни и годы опасности духовный порыв возрастает на несколько порядков. Война для немалой части ее участников выступает компенсаторным средством. В годы мирной жизни человек может быть весьма сдержанным спокойным, даже пассивным. На войне, вдруг, проявляется его незаурядный талант воина, смельчака, храбреца, командира, изобретателя. Война дает шанс проявить себя каждому. Русский человек привык к тяготам жизни, его ничем не удивишь. В условиях тяжелейших испытаний наши соотечественники выстояли, выдержали, претерпели невероятные тяготы, достаточно вспомнить ленинградских блокадников. Победу над фашизмом буквально вырвали, выгрызли, страдая, замерзая, даже умирая, умирая по несколько раз, но не сдаваясь. Наши воины освобождали родную землю шаг за шагом метр за метром, километр за километром. Как минимум половина освобожденной территории русский солдат прополз на животе. От чего родная земля стала еще роднее.

Чтобы сверить собственные убеждения и представления о духовно-нравственных источниках великой победы с представлениями других людей автор провел пилотажное исследование среди студентов 1 и 2 курсов НИЯУ МИФИ. Было опрошено 100 человек. Среди них – 10 иностранных студентов (5 вьетнамских студентов и 5 студентов из Кыргызстана). Остальные (90 человек) респонденты россияне. В основном и главном мнения автора и опрошенных студентов совпали. 98 студентов указали на важную роль духовно-нравственных источников для победы над немецким фашизмом. Двое студентов воздержались от прямого ответа, указывая на то, что знают данную проблему недостаточно хорошо.

Вьетнамские студенты в первую очередь отметили массовый героизм советских людей, организационную деятельность коммунистической партии, мобилизацию и концентрацию всех ресурсов, единство фронта и тыла, уверенность советских людей в победе над врагом. Они же, отметили значительную роль Русской Православной церкви. Ответы вьетнамских студентов были обстоятельными. О войне они знают не понаслышке.

Студенты из Кыргызстана, в первую очередь отметили дружбу народов СССР, большую территорию и большое количество населения, патриотизм советских людей, массовый героизм, сильное советское государство, а также по-мощь союзников из антигитлеровской коалиции.

Студенты-россияне назвали достаточно широкий спектр духовно-нрав-ственных источников победы.
В первую очередь – это массовый патриотизм, любовь к Родине, готов-ность отдать за нее жизнь, готовность бороться до последнего патрона. Отме-чены большая патриотическая деятельность Русской Православной церкви, нравственная убежденность советского народа в своей правоте. Большая работа на фронте деятелей советского искусства. Понимание того, что больше некому защищать Родину, кроме нас. «Великая цель рождает великую энергию», отме-тил один из студентов. Схватка была смертельной, и у врага не было шансов на победу, несмотря на успехи в начале войны. Студенты также отметили колос-сальное упорство и упрямство советского солдата, презрительное отношение к трусам, дезертирам, перебежчикам.

В целом исследование показало, что студенты НИЯУ МИФИ компетентны в данном вопросе и, судя по ответам, патриотично настроены.

Таким образом, культурологический и социологический анализ данной проблемы позволяет нам констатировать следующее: Главными духовно-нрав-ственными источниками победы советского народа в великой отечественной войне являются:

1.Советская мифология, включавшая в себя марксистско-ленинскую идео-логию, роль партии, вождя, социалистическую идею и т.п. Высокий уровень до-верия народа к советской власти.

2. Православная религия и ее проводник – Русская Православная церковь.

3. Советская система образования и воспитания, прежде всего патриотиче-ского и воспитания.

4. Интернационализм советского общества, идеи дружбы народов, брат-ства, равенства, поддержки и взаимной помощи.

5. Средства массовой информации (радио, газеты, журналы), в которых главным действующим лицом был советский солдат.

6. Советская и русская литература с ее героикой и позитивными образами литературных героев, особенно воинов-освободителей.

7. Традиционные нормы русской нравственности (любовь к Родине, дружба, взаимная поддержка, выручка, готовность к самопожертвованию, воин-ская доблесть, честь, смелость, храбрость, пренебрежение к трудностям и тяго-там жизни, бескорыстие).

8. Советское кино, с его оптимистической героикой.

9. Отечественная музыка, возвышающая человеческий дух и зовущая к борьбе с врагом.

10. Советская живопись и скульптура.

11. Оптимизм, вера в победу, несгибаемый характер советского воина. Вы-сокий моральный дух советских офицеров и профессионализм полководцев.

Для немцев война была работой. Сказали убивать, они убивали, сказали грабить, они грабили, сказали жечь, они жгли, сказали насиловать, они насиловали. А для советского солдата Великая Отечественная война была долгом, честью, высшей ценностью того времени, делом жизни и смерти. Каждый солдат, каждая семья, каждое селение внесли свой вклад в победу. Никто не щадил живота своего ради Отечества своего. Все защитники Родины стали частью Бессмертного полка.