Наталья Гребенникова, директор Речицкой средней школы города Гжель, почетный работник общего образования Российской Федерации.

 

РАСТИМ ГРАЖДАНИНА: СВЯЗНЫЕ ПОБЕДЫ

Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной.

      Стихи принадлежат Юлии Друниной,  поэту-фронтовику.

 

За последние 20 лет   российская школа жила в условиях попыток вестернизации отечественной образовательной системы, пренебрежения традициями и достижениями российского образования.  Традиционные формы организации массовых воспитательных мероприятий, знакомые еще с советского периода, забываются школой.  Мы пришли к тому, что воспитательную деятельность школы потихонечку вытесняют, постепенно превращая школу в комбинат по предоставлению услуг обучения, а на самом деле — в механическое натаскивание к ЕГЭ. Так школа – это фабрика или общественный институт?

Педагоги Речицкой средней школы региона традиционного народного художественного промысла Гжель уже второй год организуют торжественные марши всех учеников с первого по одиннадцатый класс, которые, выражают те настроения, которые появились в обществе — общественную солидарность, чувство общей причастности к важному общественному делу.

Школьный торжественный марш — это большой праздник для всего села. Впервые педагоги и ученики   организовали его накануне Дня Победы в 2015 году. Все  школьники, имеющие в одежде атрибуты формы Российской армии, вместе с классными руководителями целым батальоном прошли торжественным маршем под музыку «Прощание славянки»  по улицам села, приветствуя  через громкоговоритель жителей, поздравляя ветеранов с праздником.  Колонну возглавляла директор школы и знаменная группа старшеклассников. Затем на площадке перед зданием школы сводный хор из 400 учеников в одном строю плечом к плечу исполнял песни военных лет.  Безусловно, в эти минуты подросток ощущал себя гражданином, потому что, по словам Василия Александровича Сухомлинского, «моральная воспитанность, духовное благородство человека достигаются тем, что он видит мир через свой долг перед Родиной; самой дорогой для него святыней является честь, слава, могущество и независимость Родины».

На мероприятие собрались около двух сотен жителей: ветераны войны и труда, родители, депутаты сельского поселения, глава поселения и просто односельчане. Они пришли на праздник потому, что  соскучились по открытой широкой поступи в своей собственной стране, по прямому взгляду, по широкому разводу плеч, по глубокому свободному дыханию.

Общая тема второго марша, проходившего в 2016 году, — «Во славу России!» После торжественного построения на школьном плацу весь ученический и педагогический коллектив школы – 430 человек – по классам прошёл единой колонной перед ветеранами войны и труда, родителями, жителями по территории поселения под звуки известной песни «Широка страна моя родная». Каждый класс выбрал для себя тему из новейшей истории России  ХХ века, чтобы представить её в костюмах, плакатах и т.п. Отдельные этапы этой истории могут быть предметом дискуссии, на некоторые из них в нашем обществе существуют различные взгляды.  Но марш показал, что люди – педагоги, школьники, их родители, ветераны войны и труда – считают историю России в ХХ веке успешной.  Достигнутое на каждом историческом этапе стало базой дальнейшего развития, а сегодня мы полностью обязаны тому, что было сделано в СССР.

И особенно почётное, памятное место в сделанном принадлежит Великой Победе. Таким образом, школьный марш в Гжели посвящался будущему, потому что невозможно строить будущее без опоры на прошлое.

И вновь сотнями голосов стройно зазвучали отрывки лучших песен о Родине, России, подхваченные зрителями. «Познавая героическое прошлое своего народа, юный гражданин  чувствует свою причастность к святыням Родины, в его сознании зреет убеждение: для каждого человека самое дорогое в мире честь, свобода, независимость, слава Отечества». (В.А.Сухомлинский)

У нас есть замысел провести в этом году третий международный марш – манифестацию «За мир и дружбу!», участниками которого станут не только ученики нашей Речицкой школы, но и ученики школ-партнеров из Сербии и Польши, которые приедут  к нам в гости. Это крайне актуально. Грозовой воздух в Европе надо разряжать, в том числе и педагогическими способами.

Школьный торжественный марш – педагогический факт высокой общественной значимости, общественно-педагогическое событие, влияющее на общественные настроения. Его педагогические результаты – для детей, для их родителей – важны в первую очередь. Но и обычные люди, пришедшие на это мероприятие, открывают для себя новое чувство – солидарности, учатся преодолевать разобщённость. Объединение людей на основе святых ценностей – Родины, Победы – это ответ на опасные для жизни вызовы.

Таким образом, школа дала понять, что она не комбинат бытовых услуг (пусть даже и образовательных). Школа — это базовый социальный институт, институт общественного развития.